Министерство образования и науки РФ предлагает новые примерные программы обучения водителей.

Министерство образования и науки РФ разработало примерные программы профессионального обучения для всех категорий и подкатегорий. Примерные программы включают базовый цикл, специальный цикл и профессиональный цикл.

Кто из разработчиков примерных программ и почему решил, что водителям транспортных средств категории «А» жизненно необходимо изучение вопросов, касающихся организации и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом, организации и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом? У нас двухколёсный мототранспорт задействован в грузоперевозках? Зачем водителю ТС категории «А»  необходимы знания по перевозке детей, следующих вместе с пассажиром? И давно у нас пассажиров с детьми перевозят на мотоциклах? Обучение на категорию «А»  проводится на двухколёсных транспортных средствах и на них можно перевозить пассажира с детьми?  Если это касается вопросов, относящихся к такси, так в этом случае у водителя категории «А» для того, чтобы он мог заниматься пассажирскими перевозками (на двухколёсном ТС можно перевозить только одного пассажира) должен быть стаж вождения не менее 3 лет. Как и для любого начинающего водителя такси, в том числе и категории «В». Или здесь есть исключения?

«Законодательство, регламентирующее организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты на автомобильном транспорте» Теперь нужен преподаватель, имеющий допуск по охране труда, противопожарной защиты и электробезопасности? Зачем водителю ТС категории «А» надо знать режим работы водителей в нерабочие и праздничные дни, о продолжительности и составе рабочего времени, формы и порядок заполнения транспортной накладной, хранение груза в терминале перевозчика? Если такого водителя принимают на работу, там и должны проводить подобные инструктажи инженеры по технике безопасности. Почему автошколам предписывают заниматься не свойственными им функциями? То же самое касается и водителей ТС категории «В», так как люди приходят обучаться, чтобы управлять личным автотранспортом. Зачем им знать, как работает диспетчерская служба такси? Пошёл на работу в государственную или частную компанию, вот там и пусть с ними проводят определённую работу специально подготовленные для этих целей специалисты. Они забывают ПДД спустя полгода, а вы хотите, чтобы они помнили правила грузопассажирских перевозок спустя три года, когда им будет разрешено работать в такси?

Профессиональная подготовка водителей должна складываться из двух категорий ТС – «В,С» и обучаться они должны не менее 6 месяцев. Как это было в недалёкие советские времена. Если решили, что водитель ТС категории «В» тоже относится к категории профессионального водителя, тогда надо увеличивать часы подготовки управления ТС до 70 часов. Анализ работы подготовки водителей говорит о том, что количество часов практических занятий в условиях реального дорожного движения недостаточно.  

Господа, вы в каком веке живёте? Складывается впечатление, что ещё в середине двадцатого, где по дорогам колесят автомобили ГАЗ 51-53, ЗИЛ 130, УАЗ 67,69, Москвич 408 и т.п. Вы в курсе, что до 80% обучающихся водителей ТС категории «В» — женщины, у которых или уже имеется в наличии или они собираются приобрести автомобиль иностранного производства. А вы предлагаете им изучить техническое устройство автомобиля в таком объёме, в каком когда-то изучали, обучаясь в автошколе ДОСААФ по направлению от военкомата. Шесть часов преподаватель должен мучиться, объясняя женскому контингенту работу двигателя, четыре часа работу рулевого управления и т.д. При нынешних 15 часах, отведённых на ознакомление с устройством ТС, они с трудом понимают, зачем им это надо знать. Зачем нам это, когда есть для этих целей специализированные СТО, задают учащиеся вопросы преподавателям. Ни одна из обучающихся в автошколе, сев за руль собственного автомобиля НИКОГДА самостоятельно не станет заниматься устранением неисправностей автомобиля, в котором без специалиста не разобраться. Не каждый, далеко не каждый мужчина будет самостоятельно устранять серьёзные неисправности своего авто. Кто решил, что такое количество часов по устройству ТС жизненно важно для «частников»? Вы сами станете вскрывать клапанную крышку двигателя или демонтировать рулевое управление, чтобы найти причину «что-то там постукивает», или же при первом же подозрении поедете на СТО? Что есть полезное в предмете «Устройство транспортных средств», так это устранение мелких неисправностей. Лучше из тех 40 часов, которые вы отводите на изучение технического устройства ТС, 25 часов добавьте к практическим занятиям в условиях реального дорожного движения. Польза будет несомненная! Водители выходят не подготовленными не потому, что они не знают какие процессы происходят при работе двигателя и какие шестерёнки крутятся в коробке переменных передач, а потому что времени практического вождения не хватает для более уверенного управления автомобилем. И это показывает практика обучения.

«Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»

Вы в курсе, что в условиях зимнего времени коэффициент сцепления колёс 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 не соблюдается на автомобильных дорогах при наличии у местных администраций специализированной техники? На площадках первоначального обучения это требование тоже трудновыполнимо, а чаще невозможно. Получается, что на площадке в зимнее время года ежедневно должен дежурить спецавтомобиль, который с началом снегопада немедленно приступает к расчистке территории, посыпке спецсмесями. Иначе выпавший снег укатывается учебными автомобилями во время занятий и появляется либо снежный наст, либо снежная мокрая масса, либо ледяная корка и коэффициент сцепления колёс 0,4 не достигается. А это означает, что обучаться на такой площадке уже нельзя. Если это правило касается южных районов России, где выпавший снег больше суток не лежит на земле, тогда согласен с этим требованием, а в условиях, где зима длится полгода или больше, что делать?

Извините, но складывается впечатление, что эти примерные программы писали люди далёкие от реальности и никогда не работавшие в сфере подготовки водителей транспортных средств. В каких легковых автомобилях у нас применяются тахографы? А диспетчерское руководство подвижного состава, оформление и сдача путевых листов (и т.п.) просто жизненно необходимы для «частника». Без этих знаний он не имеет права сесть за руль собственного автомобиля…

Теперь о кадровых условиях реализации Примерных программ. Много найдётся желающих, имеющих высшее профессиональное образование или средне профессиональное образование, работать мастером производственного обучения вождению и так при не высоких зарплатах? При этом надо ещё получить дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». Процентов 80 кадрового состава придётся уволить с должностей мастеров ПОВ, потому что большая часть из них имеет среднее образование. А где набрать тех, кто должен соответствовать предъявляемым требованиям, особенно в малых городах? Конечно, есть оговорка, что лица, не имеющие специальной подготовки (то есть дополнительной подготовки «Образование и педагогика»?)…могут быть назначены на соответствующие должности. А если они не имеют ни высшего, ни средне профессионального образования, но с большим опытом работы, выполняющие качественно, возложенные на него обязанности, должны быть отстранены от работы? Мы рубим сук, на котором сидим. Вам не кажется?

Примерная программа профессионального обучения водителей транспортных средств категории «B» (для несовершеннолетних).

Теоретический курс предполагает 210 часов теоретических и практических занятий, из которых 40 часов Основы законодательства в сфере дорожного движения (в том числе ПДД) и 40 часов практических занятий по ПДД. В отличие от совершеннолетних обучающихся у несовершеннолетних количество часов по Правилам Дорожного движения в 2 раза больше. Семнадцатилетние  хуже усваивают материал, чем двадцати, тридцатилетние? Сомнительно. И опять же несовершеннолетним жизненно необходимы знания по работе диспетчера такси и т.д., т.п.. Хотите, чтобы учащиеся средних образовательных учебных заведений получали профессию водитель, введите эту дисциплину в школьную программу и начинайте их обучать с начала учебного года выпускного класса. Год будут учиться основательно и добротно, что называется без отрыва от производства.

Спасибо, что прочитали мои сомнения по поводу реализации Примерных программ.

Генеральный директор ООО «ПРИОРИТЕТ» Тарасов Юрий Николаевич

Источник: spezdoska.ru

Добавить комментарий